Главным отличием любого внедорожника от кроссовера является наличие раздаточной коробки. И несмотря на то, что о ее наличии знает каждый владелец такого автомобиля, отнюдь не многие уделяют этому механизму должное внимание. Так же как и любой другой узел автомобиля, раздаточная коробка требует отдельного внимания к себе, дабы не создать проблемы водителю.

Раздатка УАЗ Патриот

Раздаточная коробка отвечает за передачу и распределение крутящего момента между мостами автомобиля и о ее устройстве будет более подробно описано ниже.

Отечественный автомобиль УАЗ Патриот по словам сайта uazklass.ru также оснащён раздаточной коробкой, ибо без неё ему не удалось бы проявлять свои превосходные внедорожные качества.  До 2014 г. УАЗ Патриот оснащался механической раздаткой. Это означает, что переключение между приводами автомобиля и регулировкой крутящего момента водитель осуществлял при помощи специального рычага в салоне автомобиля и выглядело это как ещё один рычаг КПП. Это не самое лучшее решение для современного автомобиля, поэтому с 2014 г. автопроизводитель модернизировал свою модель автомобиля, оснастив его корейской раздаточной коробкой с электромеханическим управлением от фирмы Hynday Dymos, которая смогла себя зарекомендовать с надежной стороны.

Важно отметить, что на данный элемент автомобиля оказывается повышенная нагрузка, особенно во время поездок по природе, где автомобиль используется, как правило, на максимуме своих возможностей. Учитывая этот факт, вполне естественно что периодический ремонт и возможные ее поломки — это вполне естественный процесс эксплуатации автомобиля. Разница сроков этих процедур зависит лишь от степени эксплуатации и нагрузки на автомобиль.

Устройство и назначение раздаточной коробки

Как стало понятно, основной целью раздаточной коробки является распределение крутящего момента между приводами автомобиля. Учитывая, что на УАЗ Патриоте постоянный провод приходится на заднюю ось, следовательно, передний привод подключаемый. Помимо этого, в функционал раздатки входит и включение пониженной передачи. Этот режим позволяет автомобилю осуществлять передвижение на малой скорости при высоких оборотах двигателя, что исключает лишние пробуксовки и как следствие зарывание автомобиля в грязи.

Устройство и назначение раздаточной коробки

Устройство раздаточной коробки: 1 — крышка верхнего люка; 2 — механизм переключения передач; 3 -фланец вала привода заднего моста; 4 — шайба; 5 — гайка крепления фланца; 6 — барабан стояночного тормозного механизма; 7 — винты; 8 — болт; 9 — стояночный тормозной механизм

Также раздаточная коробка способна регулировать степень загруженности осей по ситуации на бездорожье. К примеру бывает необходимо, чтобы ведущими являлись обе оси автомобиля, но распределённая нагрузка была неравномерной, к примеру 60% на заднюю ось, 40% на переднюю. Все эти режимы подробно описываются в инструкциях по эксплуатации автомобиля, которая всегда должна иметься в салоне автомобиля.

На примере УАЗ Патриота, раздаточная коробка расположена ближе к задней оси автомобиля и ее внешняя оболочка состоит из прочного чугунного корпуса, который надежно защищает весь механизм от агрессивной внешней среды. Если не вдаваться в детали работы этой коробки и вкратце ее описать, то состоит она из нескольких валов, шестерёнок и подшипников. Благодаря манипуляциям с рычагом управления раздаточной коробки и происходит процесс регулирования приводом, моментом передачи оборотов двигателя и степени нагрузки на привод.

Как уже писалось ранее, до 2014 г. компания УАЗ снабжала свои автомобили исключительно механической раздаточной коробкой, что естественно доставляло некоторые неудобства водителям из-за низкого качества сборки самого механизма и определенными сложностями в процессе ее переключения. При этом старая раздаточной имела повышенную шумности, что также доставляло неудобства в процессе вождения.

Однако прогресс вынудил и УАЗ применить к своему автомобилю современную раздаточную коробку, переключение режимов работы которой осуществляется посредством вращения джойстика. Учитывая, что привод управления стал цепной, заметно снизился и уровень шума этой коробки, а процесс переключения стал приятной процедурой. Учитывая мнительность наших граждан, а также недоверчивость, в обществе бытовало мнение о низком качестве новых раздаточных коробок, и желающий испытать новинку на себе было мало. Однако прошло время, которое смогло продемонстрировать качество новой раздатки позволило людям пересмотреть свои взгляды и наконец-то признать корейское качество. Порой дело доходил даже до того, что владельцы старых УАЗ Патриотов желали произвести замену старой раздатки на новую. Но этот процесс отнюдь не самый простой и требует слишком большого числа доработок, поэтому на это решаются не многие.

Dymos

Раздаточная коробка Dymos

Также стоит отметить и то, что с раздаткой Dymos улучшились и внедорожные качества автомобиля, за счёт изменения конструкции изменения придаточного числа между шестернями.

Большое количество проблем старой раздатки, таких, как: постоянные течи масла, сложности при включении, вой, периодические поломки ушли на второй план.

Но повысившееся качество отнюдь не снимает ответственности с водителя за качество ее обслуживания, о чем и будет описано далее.

Основные поломки

Любой механизм, какой бы он не был безупречный, имеет свой ресурс и недостатки. Знание наиболее частых дефектов разных агрегатов автомобиля позволяет существенно сэкономить время и средства на поиск и устранения возникших неисправностей на ранних стадиях их появления.

Так вот, наиболее распространёнными неполадками раздаточной коробки УАЗ Патриота являются:

  • Износ или разрушение подшипников
  • Течь масла через сальники
  • Увеличился шум раздаточной коробке
  • Поломка зубьев на шестернях
  • Выбивание пониженной передачи
  • Ослабла натяжка цепи или ее обрыв (касается новых раздаточных коробок)

Естественно все эти неисправности являются прямым следствием активной эксплуатации внедорожника по его стихире. Однако эти неисправно можно считать уже крайним этапом износа и говорит об отсутствии качественного межинтервального обслуживания, где эти неисправности возможно было обнаружить на этапе их зарождения и ремонт такой неисправности обошелся бы гораздо дешевле.

Для того чтобы эти поломки не были неожиданностью, важно знать источник их происхождения и по возможности стараться не попадать в описываемые ниже ситуации:

  • Низкий уровень масла в редукторе. Важно регулярно контролировать его уровень и следить за тем, чтобы редуктор не тек. Если же следы протечки присутствуют, а заменить прокладку нет возможности, то, хотя бы, регулярно доливать масло.
  • Несвоевременная замена масла. Казалось бы пустяк, однако масло имеет свойство терять свои характеристики, а продукт износа деталей способен сгущать это масло. Как следствие, продолжение эксплуатации редуктора может привести к его клину или поломке зубьев шестерни.
  • Износ подшипников или установка подшипников низкого качества. К сожалению, если подшипник зашумел, значит время его замены уже практически прошло и лучше поторопиться с его заменой. Выход из строя подшипника может повлечь за собой серьезные последствия, т.к. его поломка способна привести к заклиниванию шестеренок, а следовательно и их поломке. Лучшим вариантом, хотя и не самым выгодным, является периодическая замена всех подшипников, особенно после серьезных нагрузок.
  • Износ сальников. Течь масла под ректором или просто конденсат на редукторе — это хоть и не тревожный звонок, но проблема требует обратить на себя внимания. Чем скорее вы замените сальники, тем меньше шансов усложнить проблему. Лучше всего не экономить на сальниках, потому что они имеют не самую высокую цену, а те что подороже будут служить гораздо дольше дешевого аналога.
  • Чрезмерные нагрузки на раздатку. В процессе экстремального вождения можно легко забить о том, что высокие скорости или длительное передвижение на максимальных оборотах, приводят к перегреву раздаточной коробки, а это, в свою очередь, приводит к серьезному износу трущихся элементов. Время движения на разных режимах работы раздаточной коробки четко прописаны в инструкции по эксплуатации автомобиля и лучше всего этот пункт внимательно изучить, и никоем случае не пренебрегать им.
  • Неправильный тюнинг. К сожалению желание улучшить характеристики своего автомобиля не всегда приводит к положительному результату. Некоторая невнимательность в расчетах или простая ошибка в процессе модернизации может вообще вывести раздаточную коробку из строя и вынудить приобрести новую.

Это только малая часть всех возможных неисправностей данного элемента автомобиля, однако если хотя бы один из описанных признаков уже проявляется — пора бить тревогу и приниматься за работу. Описанные выше неисправности — это уже показатель крайне запущенного состояние раздаточной коробки.

Самостоятельный ремонт

В случае, если один из описанных дефектов произошел, паниковать не стоит. Нужно понимать, что определив причину поломки, и правильно оценив ее масштабы, можно самостоятельно устранить эти неисправности не хуже, чем это могут сделать в автосервисе.

Главное, что следует усвоить на все времена — покупать следует только качественные детали и не покупать самые дешевые аналоги. Дешевая деталь — это низкое качество материала и возможные нарушения в технологическом процессе изготовления. Также важно понимать, что проводя, к примеру, замену подшипников, следует также заменить и все сальники, дабы позже к ним не возвращаться.

Вскрыв раздаточную коробку следует внимательно изучить состояние шестеренок на величину их износа. Если есть явные следы наработки или повреждение зубьев, или же вовсе трещины на них, то не следует пытаться продлевать им жизнь. В любом случае отъездят они не долго и замены их не избежать.

Что же касается самого процесса демонтажа коробки и его вскрытия, то на этот есть огромное число мануалов, которые с иллюстрацией объяснят все этапы разборки и сборки раздаточной коробки любого автомобиля.