Автомобиль УАЗ Патриот считается одним из самых надежных российских внедорожников. Но после нескольких тысяч километров пробега могут возникнуть проблемы со стартером, то есть, поворачивая ключ в замке зажигания, водитель понимает, что автомобиль не заводится.
Причины поломки стартера
Стартер – это устройство для запуска мотора при повороте ключа в замке зажигания.
Причин его неисправности может быть несколько:
- Разряженный аккумулятор. Батарея по словам сайта uazklass.ru может сесть, так как закончился срок ее эксплуатации либо водитель не выключил фары или магнитолу и оставил машину на некоторое время. Стоит учесть, что зимой аккумулятор разряжается быстрее. Иногда клеммы АКБ окисляются и на стартер не поступает ток. Если причина в этом, то при повороте ключа зажигания слышны щелчки, а аккумулятор быстро разряжается. Клеммы АКБ надо очистить и смазать солидолом. Щелчки могут также сигнализировать о неисправности втягивающего реле.
- Если топливный бак пустой, автомобиль тоже может не завестись, особенно если стоит на склоне. Горючее остается только на дне и не поступает в трубку бензонасоса. Для решения проблемы надо заправить бак либо съехать на ровное место. С ноября в УАЗ Патриот 2016 г. осуществлена доработка рамы автомобиля, что позволило ввести единый бак вместимостью 68-70 л. Поэтому рекомендую заполнить бак до полного.
- Неисправность контактной группы замка зажигания. Для проверки надо повернуть ключ зажигания. Если лампочки на приборной панели не горят, неполадки нужно искать в контактной группе.
- Более серьезная причина – выход из строя одной из деталей стартера. Механизм его достаточно сложен, даже при незначительной поломке детали устройства ремонтируют или заменяют.
Основные причины, по которым стартер выходит из строя:
- неисправен буферный пружинный механизм;
- износилось поводковое кольцо;
- повреждено тяговое реле;
- вышел из строя рычаг отключения механизма;
- повреждены зубья;
- износились рукоятки;
- повреждены втулки подшипников на якоре;
- заклинило привод на валу;
- поломка бендикса;
- износились обмотки ротора или статора;
- повреждение муфты свободного хода.
Для проверки работы стартера лучше провести компьютерную диагностику. Если результаты диагностики показывают, что все в норме, тогда возможна ситуация, когда просто закончился срок службы стартера и требуется его замена.
Снятие и установка стартера
Перед началом ремонта автомобиль устанавливают на смотровую яму и отключают силовой агрегат. Стартер находится сзади правого колеса возле раздаточной коробки. Болты его крепления – это часть системы крепления колокола коробки. Шляпки их направлены назад. Снять стартер сверху никак не удастся, это можно сделать только снизу, из смотровой ямы.
Для этого понадобятся инструменты:
- Крестообразная и плоская отвертки.
- Гаечные ключи на 8, 13, 14. Чтобы открутить 2 болта крепления, нужна головка с трещоткой.
- Для полной разборки необходим съемник стопорных колец.
Снятие стартера проводится в следующем порядке:
- снимается изолирующий колпачок и ключом на 8 откручивается гайка, которая удерживает клемму питания втягивающего реле;
- клемма отсоединяется, провод снимается;
- гайка, удерживающая провод питания стартера, также откручивается, клемма снимается;
- отворачиваются болты, удерживающие стартер на картере сцепления;
- потребуется накидной или торцевой гаечный ключ для снятия нижнего болта.
Стартер можно снять. Установка его выполняется аналогично, в обратной последовательности.
После снятия электродвигатель надо внимательно осмотреть, определяя текущие и возможные неисправности. Часто причиной проблем являются длинные крепежные болты. Для промывки используется специальная смесь – WD-40, с ее помощью с поверхности металла удаляется оксид. При обратной сборке применяют графитовую смазку для резьбовых соединений.
Ремонт стартера УАЗ Патриот
- Неисправный стартер не стоит сразу выбрасывать, лучше протестировать его работоспособность и заменить нерабочие детали. Например, удалить старую переднюю втулку и установить новую.
- Затем можно поменять втулку бендикса, если старая разбита. Покупая бендикс, желательно выбирать его с бронзовой или медной втулкой, они твердые и устойчивы к нагрузкам.
- Необходимо проверить щетки. Неровно сточенные, разрушенные, неплотно прижатые к коллектору стоит заменить.
- У снятого якоря надо проверить целостность обмоток. Если коллектор поврежден, отшлифовать его с помощью стеклянной наждачной бумаги или проточить на станке. Иногда появляются задиры стальной части вала,из-за чего быстро изнашиваются подшипниковые втулки. В этом случае нужна замена якоря. Если обнаружены обрывы обмоток, якорь тоже меняется.
- С помощью тестового прибора надо проверить статор. На внутренней металлической части не должно быть следов от вращающегося якоря.
- Возможна неисправность втягивающего реле стартера. Чтобы проверить его работоспособность, нужны два длинных электрических провода и аккумулятор. Одним проводом соединяются плюсовая клемма аккумулятора и соответствующий вывод реле. Второй провод подключается к минусовой клемме аккумулятора. Свободным концом минусового провода прикасаются к стартеру. Если слышен отчетливый щелчок, реле в рабочем состоянии. Если же ничего не происходит, реле надо ремонтировать или менять.
- При подсоединенных клеммах якорь тягового реле быстро втягивается. Он должен двигаться в корпусе плавно и свободно. Если это не так, реле надо заменить.
- Когда реле исправно, возможно, проблема в цепи питания. Может быть обрыв провода рядом с аккумулятором или в других местах. Лучше при проблемах с электродвигателем сначала проверить, есть ли питание. Это делается при помощи тестера.
- Втягивающее реле может быть разборным или неразборным. Неразборная деталь в случае поломки заменяется на новую. Разборную же можно попробовать отремонтировать.
- Следует открутить винты, которыми крепится крышка корпуса и снять ее. Возможная поломка – изношенные или подгоревшие силовые контакты, которые нужно заменить. Нагар счищают шлифовальной шкуркой.
- Выходит из строя стартер и когда изнашиваются шлицы бендикса. Они зацепляют маховик двигателя, заставляя его вращаться. Со временем шлицы стираются, зацепление ухудшается, в результате двигатель может не завестись. Бендикс расположен в центре стартера. Стершиеся шлицы можно увидеть невооруженным глазом.
- Часто стартер не работает из-за износившихся подшипников. При этом вал стартера не вращается совсем либо крутится с трудом. Самостоятельно справиться с этой проблемой не получится. Для замены подшипников нужны съемник и другие специальные инструменты. Но заменить их можно относительно недорого.
- Иногда после запуска двигателя стартер не выключается и мы это не раз обсуждали на сайте uazklass.ru. Может быть из-за того, что спекаются контакты выключателя тягового реле. Проблему решит замена реле. Бывает так, что стартер включается во время движения автомобиля. Причина – проблемы с запорной частью выключателя зажигания, который тоже можно заменить.
Профилактические работы со стартером
Специалисты рекомендуют периодически проводить осмотр стартера:
- Необходимо регулярно очищать от грязи зажимы и подтягивать крепления;
- устранять неполадки коллектора; зачищать контакты;
- подтягивать болты, фиксирующие корпус основного агрегата.
После пробега 30000 км рекомендуется стартер снимать, проверять коллектор и щетки, заменять изношенные детали, смазать подшипники и другие детали.
Даже если неисправности стартера незначительны, необходимо срочно провести диагностику автомобиля и заменить нерабочие детали. Иначе неизбежен дорогостоящий ремонт машины или неожиданный выход ее из строя.
Источник статьи: uazklass.ru